Святоотеческое наследие
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

О авторе, сайте и прочее инфо
Православный Э.С.
Месяцеслов в иконах [1] [2]
Библиотека
Хронология
Аббревиатуры интернет
Поиск по сайту (Yandex)



Символы веры
Устав отшельнической жизни
Послание апостола Варнавы
Об устроении человека
О прелести
О Небесной иерархии
Церковная история
О знаменитых мужах
Изречения Секстa
Доказательство апостольской проповеди
Книга о единстве Церкви
Книга о падших
Книга о суете идолов
Кто из богатых спасется
О сущности и энергии
Слово о Пасхе
Жизнь пустынных отцев
О смирении и совершенстве
О крещении
Краткий словарь православных терминов

Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа.
2. Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь - любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
3. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, может быть последняя в вашей жизни, а за нею - смерть и суд.
4. Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.
5. Оставляйте вашу серьезность и будьте пред Господом в обхождение с людьми как дети незлобивые.
6. Не вспоминайте в упрек о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
7. Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись.
8. Себя считайте последними и грешнее всех.
9. О пространном пути забудьте.
10. Променяйте ваше благородство на работу Иисусу Христу.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский – находится на острове Валаам, в северо-западной части Ладожского озера.Монашеское поселение существовало с 12 века. Основателями монастыря являются преподобные Герман и Сергий. Находясь на границе новгородских и шведских владений, часто подвергался нападению иноземцев, разорявших его и сжигавших дотла, но всякий раз восстанавливался, чтобы стать еще величественнее и краше.

Варлаам Хутынский (ум. ок. 1192) – святой преподобный (память 6/19 ноября и в 1-ю пятницу Петрова поста), игумен основанного им Хутынского монастыря.Новгородский чудотворец, совершил немало чудес. По молитве святого воскрес умерший мальчик; выпал снег во время засухи в середине лета и был богатый урожай; по его благословению всегда удачно ловилась рыба. И по своем преставлении являлся заступником не только призывавших его, но и всей земли Русской.

Василий Блаженный (1469-1557) – святой (память 2/15 августа). Московский юродивый. Родился в московском пригородном селе Елохове. Был отдан в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые не износились бы за несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина о причине улыбки, отвечал, что человеку этому сапоги вовсе не понадобятся: завтра он умрет. Так и случилось. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства: не имея крова, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.Однажды святой разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал известь. В другой раз воры решили обманом выманить у святого шубу, подаренную неким боярином: один из них притворился мертвым, а другие попросили у Василия шубу – накрыть обманщика. Но как только его накрыли шубой, он действительно умер. Святой, находясь в Москве, видел, как горит Новгород, в другой раз предсказал московский пожар. Множество чудес совершил он при своей жизни, а после смерти чудеса стали совершаться на его могиле. Царь Иоанн Грозный, которого смело обличал Василий, почитал и боялся его, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Мощи святого находятся на Красной площади в Покровском соборе, называемом в народе собором Василия Блаженного.

Василий Великий, архиепископ Кесарийский (329-379) – святой (память 1/14 января и 30 января/12 февраля). Вселенский учитель Церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом). Выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Разработал вариант литургии, которая и поныне служится в Православной Церкви. Является автором целого ряда руководств по церковной деятельности, наставлений и проповедей.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) – художник, автор множества известных полотен на религиозные, исторические и сказочные темы ("Богатыри", "Аленушка" и других), живописец-монументалист, расписывавший Владимирский собор в Киеве, храм Христа Спасителя в Москве и другие храмы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых праздников. Празднуется 21 ноября/4 декабря. В этот день вспоминается, как родители Девы Марии Иоаким и Анна – привели Ее в трехлетнем возрасте в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свое обещание: посвятить дочь Богу. С этого времени Мария росла и воспитывалась при храме.

Ведель Артемий Лукьянович (1767-1808) – композитор, автор множества музыкальных произведений для церковных хоров.

Великая седмица (Страстная) – последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа. Торжественные богослужения седмицы установлены в древние времена, а каждый из дней называется "Великим". Время самого строгого поста.

Великий вход – важный момент литургии, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол через Царские врата.

Великий пост (Четыредесятница) – время строго воздержания и углубленной молитвы, приготовляющее христиан к достойной встрече праздника Воскресения Христова – Пасхи. Установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне.

Великий покаянный канон – канон Андрея Критского, состоящий из 250 стихов (тропарей) и излагающий всю историю Ветхого и Нового Заветов, с нравоучительными толкованиями. Поется по частям в первые четыре дня Великого поста и целиком – на утрени, в четверг пятой недели.

Великомученики – страдальцы, претерпевшие за Христа особенно тяжкие и продолжительные муки.

Вениамин (1873-1922) – священномученик (память 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25 января/7 февраля), митрополит Петроградский и Гдовский. По ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против Советской власти, был объявлен "врагом народа", осужден и расстрелян.

Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – таинства брака.

Венчание – см. Брак.

Венчик – бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего.

Вера – уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.

Вера, Надежда, Любовь и мать их София (2 в.) – святые мученицы (память 17/30 сентября), приняли христианство во времена Римского императора Адриана, преследовавшего христиан, и за отказ отречься от Господа подверглись страшным пыткам, от которых скончались. Мощи святых мучениц покоятся в церкви Эшо в Эльзасе (Франция).

Вербное воскресенье – см. Вход Господень в Иерусалим.

Вериги – ручные или ножные железные оковы или железные цепи, надевавшиеся подвижниками-аскетами для измождения тела.

Вероисповедание – принадлежность к какой-либо религии. Церкви.

Ветхий Завет – первая часть Библии, собрание священных книг, повествующих о дохристианской истории человечества и о первом договоре (завете) Бога с людьми.

Вечерня – первое по порядку богослужение суточного круга, совершаемое вечером, перед заходом солнца.

Викарий – епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Вифлеем – палестинский город, на окраине которого в пастушеской пещере родился Иисус Христос. Находится к юго-западу от Иерусалима в плодородной местности.

Вифлиемское избиение младенцев – эпизод евангельской истории, повествующий о том, как иудейский царь Ирод, узнав о рождении Иисуса Христа, послал в Вифлеем воинов, чтобы они перебили всех младенцев до двух лет. Всего было убито 14 тысяч младенцев. Церковь причислила всех их к лику святых мучеников (память 29 декабря/II января).

Владимир Святославич (ум. 1015) – святой равноапостольный (память 15/28 июля), Великий князь Киевский. В 987 году принял крещение, а в 988 разрушил в Киеве языческих идолов и крестил киевлян.

Владимир Богоявленский (1848-1918) – священномученик (память 25 января/7 февраля и в воскресенье после 25 января/7 февраля), митрополит Киевский и Галицкий. Замучен и расстрелян у стен Киево-Печерской Лавры.

Владимирская икона Божией Матери – великая святыня земли Русской. Согласно преданию,она была написана еще при жизни Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Привезена в Киев из Константинополя в 12 веке. Святой Андрей Боголюбский перенес ее в Боголюбове, откуда она попала во Владимир. Много чудес истекало от этой иконы. В 1146 году она сопровождала князя Андрея Боголюбского в его победоносном походе против волжских болгар. В 1185 году, когда сгорел Владимирский собор, она сохранилась. Осталась невредимой и при разорении Владимира Батыем в 1237 году. В связи с нашествием Тамерлана, икона в 1395 году была перенесена в Москву. В час встречи иконы в Москве Тамерлан увидел во сне Деву, которую окружали ангелы с огненными мечами. Устрашившись, Тамерлан бежал. На месте встречи иконы был затем построен Сретенский монастырь, а 26 августа/8 сентября с тех пор отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери.Праздненство 23 июня/6 июля совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Тогда хан Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к сражению – событие это вошло в историю под названием: "Стояние на реке Угре". Вся Москва молилась Пресвятой Богородице о спасении православной столицы, и Матерь Божия заступилась за землю Русскую: враги бросились бежать, гонимые страхом.
21 мая/З июня установлено праздненство в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. В это грозное время вся Москва снова молилась Пресвятой Богородице, и снова Она защитила нас: войско хана без видимых причин бежало.

Внешний человек – тот, кто думает только о внешних, материальных, потребностях и благах жизни, и не заботится о жизни духовной.

Водоосвящение или водосвятие – древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 1/14 августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Евангелие от Иоанна 4, 14). Малое водоосвящение бывает также перед литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих.

Возглас – заключение молитв, громогласно произносимое священником во время богослужения и состоящее обычно из славословия Пресвятой Троицы.

Воздвижение Креста Господнядвунадесятый праздник, совершаемый 14/27 сентября в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором Он был распят. Задача ей предстояла трудная. За два столетия перед тем император Адриан приказал завалить пещеру Гроба Господня, чтобы сделать неузнаваемым место Его распятия и погребения, после чего там были воздвигнуты языческие храмы в честь Юпитера и Венеры. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на каком из крестов был распят Спаситель, кресты поочередно возлагались на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен Крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Из-за огромного стечения народа многие не могли не только прикоснуться или подойти ко ресту, но даже и увидеть его. Тогда Патриарх и другие духовные лица стали поднимать (воздвигать) Крест. Особенностью богослужения этого праздника является вынос креста на середину храма для всеобщего поклонения.

Вознесение Господнедвунадесятый праздник. Отмечается на сороковой день после Пасхи в память о чудесном вознесении Иисуса Христа на небо и Его обещании будущего Своего второго пришествия. После Своего воскресения из мертвых Христос пробыл на земле среди людей еще сорок дней. На сороковой день Он вывел учеников Своих за стены Иерусалима, благословил их, а затем стал возноситься вверх. Явившееся облако закрыло от них Христа, и они услышали вдруг голос небесных вестников: "Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деяния святых апостолов 1, II).

Волшебники – люди, имеющие общение со злыми духами. Обращаться к волшебникам – великий грех. За помощью можно обращаться только к Богу и Его Церкви.

Воровство – похищение чужого. Тяжкий грех, наказуемый и Богом, и людьми.

Воскресение Иисуса Христа. По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти Иисуса Христа произошло землетрясение: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые" (Евангелие от Матфея 28, 2-4), а потом, очнувшись от страха, разбежались. Как только стало светать, Мария Магдалина и другие благочестивые жены направились с благовониями ко гробу (к пещере, в которой было положено тело казненного Христа). Они были озабочены тем, что вход во гроб был завален тяжелым камнем , отодвинуть который им было не под силу. Но, подойдя, обнаружили, что камень отвален, и в пещере никого нет. Два ангела сообщили им, что Христос воскрес. Вышедши из пещеры. Женщины поспешили сообщить чудесную весть ученикам Христа. Иоанн и Петр, прибежавшие ко гробу, увидели в пещере только пелены, которыми было обернуто тело Христа и свитый плат, которым была обвита Его голова. Затем Христос явился Марии Магдалине и ученикам Своим. Только тогда они перестали сомневаться в действительности воскресения Христова.

Воскресение мертвых – свершится во время второго пришествия Христа и будет действительным воскресением людей по их телесной природе. По учению Священного Писания, воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильным, не подверженным изнеможению и болезням; и духовным – не подчиненным требованиям животной, биологической жизни.

Воскресенье – день, в который Христианская Церковь со времен апостольских еженедельно празднует воскресение Христово.

Восприемник – крестный отец (мать). От взрослого человека, который хочет креститься, требуется знание истин христианской веры, в частности, Символа веры. Младенцам же Церковь дает духовных наставников – крестных. Обязанность восприемников (крестных) – научить своих маленьких крестников истинам христианской веры и всю свою дальнейшую жизнь духовно опекать их и молиться за них, как за родных детей.

Восточная Церковь – Церковь православного вероисповедания, состоит преимущественно из славянских народов, хранит непоколебимую верность Священному Писанию, апостольскому преданию и правилам Вселенских соборов.

Вселенские субботы (родительские) – субботы Мясопустная и Троицкая, дни общего поминовения усопших (см. Родительские субботы).

Вселенские соборы – чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов.

"Всех скорбящих радость" – чудотворная икона Божией Матери, впервые прославилась в 1688 году в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке, исцелением Евфимии, родной сестры Патриарха Иоакима. На иконе Богородица изображается во весь рост, окруженная бедствующими людьми: нищими, обидимыми, больными. Празднование 24 октября/6 ноября.

Всенощное бдение – особо торжественное богослужение, совершаемое вечером накануне праздников и воскресных дней. В древние времена совершалось ночью и служилось до утра с небольшими перерывами (в некоторых монастырях эта традиция сохраняется).

Второе пришествие Иисуса Христа – будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного суда над живими и мертвыми. Священное Писание словами Самого Христа и Его апостолов неоднократно говорит о неизбежности этого события, но твердо предупреждает, что время его наступления никому не дано знать. Впрочем, Евангелие указывает некоторые признаки приближения этого времени: распространение проповеди евангельской по всему миру, оскудение веры в Бога и любви к людям, явление Антихриста. Борьба Антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению, будет продолжаться три с половиной года и завершится почти полной победой Антихриста. В это время и состоится новое пришествие Христово и Страшный суд.

Вход Господень в Иерусалимдвунадесятый праздник, празднуется в воскресенье за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа, как Он въезжал в Иерусалим на ослике, в сопровождении апостолов. Народ устроил Ему, прославившемуся мудростью и чудесами, торжественную встречу, люди устилали дорогу пальмовыми ветвями и выкрикивали приветствия: " Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна (спасение) в вышних!" В России, где пальмы не растут, установилась традиция приходить в это день в храм с веточками вербы, которая обычно к этому времени уже распускается и бывает покрыта пушистыми сережками (отсюда и другое название праздника Вербное воскресенье). Священник кропит веточки святою водой, а прихожане потом украшают ими домашние иконы.

Высокомерие – одно из проявлений гордости, тягчайшего человеческого греха. Следствием высокомерия является пренебрежительное или даже презрительное отношение к другим людям.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
В
Валаамский монастырь
Варлаам Хутынский
Василий Блаженный
Василий Великий
Васнецов Виктор Михайлович
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Ведель Артемий Лукьянович
Великая седмица
Великий вход
Великий пост
Великий покаянный канон
Великомученики
Вениамин
Венцы
Венчание
Венчик
Вера
Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Вербное воскресенье
Вериги
Вероисповедание
Ветхий Завет
Вечерня
Викарий
Вифлеем
Вифлеемское избиение младенцев
Владимир Святославович
Владимир Богоявленский
Владимирская икона Божей Матери
Внешний человек
Водоосвящение
Возглас
Воздвижение Креста Господня
Вознесение Господне
Волшебники
Воровство
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение мертвых
Воскресенье
Воспиемник
Восточная Церковь
Вселенские субботы
Вселенские соборы
"Всех скорбящих радость"
Всенощное бдение
Второе пришествие Иисуса Христа
Вход Господень в Иерусалим
Высокомерие

 
Copyright © 2000-2015, Akaka [Akaka]. Размещено на WebService

Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.