Святоотеческое наследие
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

О авторе, сайте и прочее инфо
Православный Э.С.
Месяцеслов в иконах [1] [2]
Библиотека
Хронология
Аббревиатуры интернет
Поиск по сайту (Yandex)



Символы веры
Устав отшельнической жизни
Послание апостола Варнавы
Об устроении человека
О прелести
О Небесной иерархии
Церковная история
О знаменитых мужах
Изречения Секстa
Доказательство апостольской проповеди
Книга о единстве Церкви
Книга о падших
Книга о суете идолов
Кто из богатых спасется
О сущности и энергии
Слово о Пасхе
Жизнь пустынных отцев
О смирении и совершенстве
О крещении
Краткий словарь православных терминов

Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа.
2. Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь - любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
3. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, может быть последняя в вашей жизни, а за нею - смерть и суд.
4. Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.
5. Оставляйте вашу серьезность и будьте пред Господом в обхождение с людьми как дети незлобивые.
6. Не вспоминайте в упрек о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
7. Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись.
8. Себя считайте последними и грешнее всех.
9. О пространном пути забудьте.
10. Променяйте ваше благородство на работу Иисусу Христу.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Саваоф – первое лицо Пресвятой Троицы – Бог Отец.

Савва Сторожевский, Звенигородский (ум. 1406) – святой преподобный (память 19 января/1 февраля и 3/16 декабря), игумен, ученик преподобного Сергия Радонежского. По желанию Звенигородского князя Юрия основал близ Звенигорода на Сторожевской горе монастырь, игуменом которого и состоял в течение 30 лет.

Савватий Соловецкий – см. Зосима и Савватий.

Саввин-Сторожевский Рождествено-Богородский монастырь – мужской монастырь близ Звенигорода, основанный преподобным Саввой около 1380 года. Особенного расцвета достиг после явления мощей преподобного Саввы в 1652 году. В 1812 году разорен и разграблен французами. Восстановлен. В советское время – музей. Теперь возвращен Церкви.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Самолюбие – одно из проявлений греха гордости: пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности, желание первенства, почета, отличия, преимуществ перед другими.

Самоубийство – самый страшный грех против шестой заповеди Божией, так как в самоубийстве, кроме греха убийства, заключается еще смертный грех отчаяния, ропота против Бога и дерзкого восстания против Промысла Божия, так как именно Бог дает всякому человеку жизнь и только Бог может распоряжаться ею. Самоубийцы лишаются церковного погребения (в прежние времена их даже и хоронили за кладбищенской оградой), лишаются церковных молитв (записки с именами самоубийц подавать в храмах для поминовения запрещается). Исключение составляют душевнобольные, совершившие самоубийство в припадке безумия.

Саровская пустынь – мужской монастырь, основанный в 17 веке. Пустынь приобрела известность прежде всего благодаря преподобному Серафиму Саровскому, подвизавшемуся в ней в течение многих лет.

Сатана – диавол, Люцифер. Был Денницей – величественным ангелом, несшим на себе печать совершенства, полноту мудрости и венец красоты. Но возгордился, возомнил себя выше Бога, и был свергнут с небес во тьму кромешную вместе с другими ангелами, уклонившимися ко злу. Начальник демонов – падших ангелов, противник Бога и людей. У мусульман – шайтан.

Свидетели Иеговы – религиозная организация протестанского толка, возникшая в США в начале 70-х годов. Ведет чрезвычайно активную миссионерскую деятельность, вовлекая духовно неопытных людей в погибельные сети своего еретического учения.

Свобода воли – предоставленная Богом человеку свобода выбора между добром и злом.

Святки ("Святые дни") – 12 дней от праздника Рождества Христова (25 декабря/ 7 января) до праздника Крещения (6/19 января), установленные в воспоминание о рождении и крещении Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни воспрещен пост, коленопреклонения, совершение таинства брака.

Святогорец – иеромонах Сергий (Веснин), афонский монах, церковный писатель, автор ряда трудов, посвященных в большинстве своем Афону, его монахам и монастырям.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – мужской монастырь, находящийся в семидесяти километрах к северу от Москвы в Сергиевом Посаде. Признанный духовный центр русского православия. Основана в 14 веке преподобным Сергием Радонежским. В 1380 году Димитрий Донской получал в Лавре благословение преподобного Сергия на Куликовскую битву, отправились с ним и двое монахов – Пересвет и Ослябя. В 1608 году монастырь выдержал долгую осаду поляков, сыграв важную роль в войне против них, так как помогал Москве и молитвами, и деньгами, и людьми. Сюда бежал Петр, спасаясь от убийц, посланных его сестрой – царевной Софьей. И много раз еще в самые трудные для нашего Отечества дни, как молитвенная, так и материальная помощь монастыря оказывалась в прямом смысле спасительной. В Лавре находится несколько храмов, братские (монашеские) корпуса, Московская духовная семинария и Московская духовная академия, музей.

Святцы (месяцеслов) – календарь с указанием имен празднуемых святых. По святцам определяется день именин (тезоименитства) всякого крещеного человека, то есть день памяти того святого, имя которого он носит.

Святые – благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых (см. Канонизация). Святым присваиваются разные названия: праотцы, пророки, апостолы, равноапостольные, мученики, великомученики, священномученики, преподобномученики, страстотерпцы, исповедники, святители, бессребреники, чудотворцы, столпники, юродивые, блаженные и праведные.

Святые места – места и здания в Иерусалиме и его окрестностях, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Важнейшими из них являются Гроб Господень в Иерусалиме и церковь в Вифлееме, где родился Иисус Христос.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Священное Писание – общее название книг, входящих в Библию, и признаваемых Церковью богодухновенными, то есть написанными под сверхъестественным воздействием Святого Духа и являющимися Словом Божиим, а не человеческим (см. Библия).

Священное Предание – первоначальный способ распространения откровения Божия – устным словом, личным примером. Сам Иисус Христос Свое учение передавал словом (проповедью) и примером Своей жизни, а не книгой (писанием). Таким же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию, и это вполне понятно: книгами могли пользоваться не все люди, а устное предание доступно каждому.

Священномученик – священник или епископ, положивший жизнь за Христа. Таковы, например, священномумученики Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, убитый в 1918 году; Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, казненный в 1922 году и другие.

Священные сосуды – сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица и копие. А также дарохранительница, дароносица и сосуд для хранения святого мира (см. Миро). Ко всем этим сосудам разрешается прикасаться только священнослужителям.

Священство – название одного из таинств Церкви, в котором через священнодейственный акт, совершаемый архиереем (Посвящение), лицу, избранному на ту или иную степень церковной иерархии, преподается особая благодать Святого Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим: учить их истинам веры Христовой, совершать таинства и богослужения, вести их по пути нравственного совершенствования (духовного делания), иначе говоря, пасти духовное стадо Христово. Рукополагать в диаконы и священники может только епископ, а в епископы – только собор епископов, числом не менее двух.

Седмица (от слав. – семь) – церковное название семи дней, обычно именуемых неделею (неделей в церковном календаре называется день воскресный). Начинается в субботу вечером.

Секта – организованная группа людей, замкнувшихся в рамках узкого религиозного учения, противоречащего учению господствующей Церкви и не совпадающего с интересами общества. Для вербовки сторонников, для подавления их воли и полного подчинения своим лидерам используют обман, мошенничество, а подчас и методы физического и психологического воздействия: принудительное голодание, гипноз, интенсивную психологическую обработку, медицинские препараты, наркотики. В настоящее время на территории России действуют десятки сект, деятельность которых является, с православной точки зрения, разрушительной, погибельной для духовного мира их последователей. Это, во-первых, откровенно сатанинские (см. Сатана) или примыкающие к ним: Церковь сатаны, Центр Юнивер, Церковь сайентологии (Хаббарда), Восточные тамплиеры, Международная ассоциация люциферистов кельтско-восточного обряда, Серебряная звезда, Золотой рассвет, и некоторые другие (за рубежом активными деятелями, а то и руководителями сатанинских сект довольно часто становятся рок-музыканты, особенно представители, так называемого, металл-рока); во-вторых, псевдохристианские: Свидетели Иеговы, Богородичный центр, Церковь Муна, Мормоны, Семья (Берга), Единая вера (Виссариона), Белое братство, Церковь Христова, Живой поток, Новоапостольская церковь, Новый Акрополь и другие; в-третьих, секты восточной ориентации: АУМ синрике, Сознание Кришны, Бахаи, Брахма Кумарис, Академия йоги, Белый лотос и другие; в-четвертых, секты экологической ориентации: Движение "Нью Эйдж", Фонд Рериха, Внутренний круг (Порфирия Иванова), Озарение и другие; наконец, коммерческая или псевдонаучная секта Гербалайф.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Серафим Саровский (1760-1833) – святой преподобный (память 2/15 января, 19 июля/1 августа), старец-пустынножитель, затворник и провидец, один из наиболее почитаемых русских святых. Сын купца, родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удалясь в затвор, проводил время в строгом посте, трудах и молитве. По выходе из затвора приложил особые заботы к устроению Серафимо-Дивеевской обители. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение. "Христос воскресе, радость моя!" – такими словами встречал преподобный Серафим всякого гостя. Некоторые пророчества святого Серафима Саровского уже сбылись. Например, как он и предсказывал, останки его были утеряны, а потом чудесным образом обретены вновь (их нашли на чердаке Музея атеизма, размещавшегося в Казанском соборе в Ленинграде). Другие пророчества еще ждут своего часа.

Серафимы – самые близкие к Богу силы небесные. В видении пророка Исайи серафимы имеют образ человеческий, но отличный от нашего: с шестью крыльями – символами высших духовных способностей.

Сергий Валаамский – см. Герман и Сергий.

Сергий Радонежский (ок. 1320- 1392) – святой преподобный (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября), игумен, всея России чудотворец. Великой святой земли Русской. Человек высочайшей праведности и благочестия, усердный молитвенник, удостоенный общения с ангелами и с Самой Богородицей. Родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии и был назван Варфоломеем. С раннего детства любил молиться и посещать церковь. Перенес много неприятностей из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец, Господь услышал его горячую молитву. Раз, разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под одиноким дубом. Отрок подошел к нему под благословение и рассказал о своих скорбях. Старец благословил его и сказал: "Отныне Бог даст тебе уразуметь грамоту" (событие это изображено на картине художника Нестерова "Видение отроку Варфоломею"). С тех пор учение стало легко даваться Варфоломею, и он погрузился в изучение Божественных книг.
В 23 года принял монашеский постриг. Отличался истинным благочестием, глубочайшей молитвенностью и строгой требовательностью к себе.
Основал Троице-Сергиев монастырь. Обладал высоким моральным авторитетом, что позволяло ему благотворно влиять на церковные и политические дела своего времени. В 1380 году благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав победу. Во время сражения преподобный Сергий собрал монастырскую братию и молился о победе и об упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии, что враг разбит. Великую помощь Отечеству оказал преподобный Сергий, содействуя сосредоточению и укреплению государственной власти: он примирил Димитрия Донского с князем Олегом Рязанским, остановил Нижегородского князя от похода на Москву.
Воспитал множество учеников, которые несли свет евангельской проповеди в самые дальние и глухие уголки земли Русской, основывая монастыри, возводя храмы, собирая вокруг себя радетелей православия. Среди его учеников – святые Михей и Никон Радонежские, Роман Киржачский, Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Епифаний Премудрый, Стефан Пермский и многие другие, с которыми всегда пребывал в духовном общении. Однажды святитель Стефан, епископ Пермский, проезжая в восьми верстах от монастыря преподобного Сергия и не имея времени навестить друга и наставника, остановился и поклонился преподобному Сергию со словами: "Мир тебе, духовный брат!" В это время Сергий сидел с братией за трапезой. Вдруг он встал, сотворил молитву и поклонился епископу в ответ: "Радуйся и ты, пастырь стада Христова, и благословение Господне да будет с тобой!" Братии же объяснил, что проезжающий мимо епископ Пермский Стефан остановился, чтобы поклониться Пресвятой Троице и "благословить нас, грешных". В память об этом событии в Лавре сохранился обычай за трапезой перед последним блюдом звонить в колокольчик: все встают и творят краткую молитву к святителю Стефану и преподобному Сергию, после чего садятся, чтобы завершить трапезу.
Преподобный Сергий Радонежский почитается как заступник земли Русской, наставник монашествующих, покровитель русского воинства и особенный покровитель детей, желающих успехов в школьном учении.

Сергий Страгородский (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный.богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона – патриарший местоблюститель, то есть фактический глава Русской Православной Церкви. В 1927 году – в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время, обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к Советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигранской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном соборе Сергий Страгородский был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи Советской Армии, передал армии танковую колонну и авиационную эскадрилью, изготовленные на деньги верующих.

Сильвестр (16 век) – писатель, священник Благовещенского собора Московского Кремля. В начале царствования Иоанна Грозного имел на него большое влияние, затем был удален от двора, постригся в монахи. Автор "Домостроя" – учительной книги об укладе семейной жизни.

Символ веры – краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-ми 2-м Вселенских соборах. Тот, кто не принимает хотя бы одну из этих истин, не может считаться православным христианином. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится одна из истин – один из догматов веры:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотивтагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. II. Чаю воскресения мертвых. 12. И жизни будущаго века. Аминь.

Симеон Богоприимец – святой праведный (память 3/16 февраля), старец-священник, которому выпало на долю принять на руки Младенца Христа, согласно ангельскому предсказанию, данному еще в те времена, когда Симеон был молод и трудился над переводом Библии. Переводя Книгу пророка Исайи и дойдя до строк: "Дева во чреве приимет и родит Сына", он решил, что слово "Дева" употреблено здесь по ошибке, и хотел исправить его на слово "Жена". Но в этот момент явился ангел, удержал его руку и сказал: "Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы". С того дня Симеон стал ждать пришествия Спасителя. Прошло очень много лет, Симеон превратился в древнего старца, и вот однажды, когда он увидел в Иерусалимском храме Деву Марию с Младенцем, Дух Святой открыл ему, что Младенец на руках Марии – и есть ожидаемый Спаситель. Старец принял на свои руки Христа и произнес пророческие слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языков (к просвещению язычников) и славу людей Твоих Израиля". Молитва эта входит во многие богослужения.

Симеон Полоцкий (1629-1680) – известный церковный деятель и писатель, знаменитый проповедник. Воспитатель детей царя Алексея Михайловича

Симеон Столпник (356-459) – святой (память 1/14 сентября), великий христианский аскет и мудрый духовный наставник. В 423 году придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине столба соорудил площадку. На некотором расстоянии столп был окружен забором, за который никто не мог заходить. Через забор ему иногда передавали воду и немного еды. С приходившими к нему Симеон говорил с этой площадки: говорил горячо, пророчески, если собиралась толпа, и тихо, кротко – с одиноко пришедшими. На площадке он проводил почти все время, хотя на ней не было никаких укрытий от зноя, холода, ветра или дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Известность святого была столь велика, что множество людей приходили к нему из самых отдаленных городов и селений, а письма писали даже императоры.

Симонов монастырь – мужской монастырь в Москве, основан в 1379 году. Служил крепостью, защищавшей подступы к городу. На протяжении 14-17 веков был одним из наиболее известных и влиятельных монастырей России. Из числа его монахов вышли четыре Патриарха: Иов, Гермоген, Иосаф II и Иосиф. Инок обители Кирилл стал основателем Кирилло-Белозерского монастыря. В числе монахов обители были известные духовные писатели Вассиан Патрикеев и Максим Грек. До наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой были захоронены Пересвет и Ослябя.

Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Синодик – записная книжка, в которую записывают имена усопших и живых родных и близких для молитвенного поминовения.

Сквернословие – использование в разговоре ругательных, грязных и грубых слов, один из самых распространенных грехов среди неверующих: человек верующий, привыкший к молитвенному общению с Богом и знающий, что Бог слышит все, что мы говорим, и ведает все наши мысли, не может оскорбить мерзким словом слух Господа или Богородицы. "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших", – назидал апостол Павел (Послание к Ефесянам 4,29).

Скит – небольшая уединенная обитель, где живут монахи, подвизаясь в молитве, посте и трудах. Устав скитского жития, по сравнению с общемонастырским, отличается большею строгостью.

Складень – подобие малого иконостаса из нескольких, соединенных петлями, складывающихся створок с иконками.

"Скоропослушница" – чудотворная икона Божией Матери, названная так потому, что Сама Богородица дала обещание всем, обращающимся к Ней, оказывать скорую помощь и поддержку. Находится икона на Афоне, где и совершилось первое ее чудо: монах, небрежно обращавшийся с нею, ослеп, и вновь прозрел только после покаяния. Празднование 9/22 ноября.

Скрижали Завета – каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии).

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России. Основана в 1687 году. В разные годы в ней учились: М. Ломоносов, поэты А. Кантемир и В. Тредиаковский. В 1814 году преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиев монастырь.

Славянофильство – патриотическое направление русской общественной мысли 19 века, вызванное к жизни протестом против подражания Западу. Славянофилы отстаивали идею самобытного (только ей свойственного) пути развития России, отличного от пути развития других европейских стран. Наиболее яркими его представителями были: А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские. Против славянофилов выступали западники (см. Западничество).

Служебник – книга, в которой собраны тексты основных богослужений: вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма, после чего тленная плоть возвращается в землю, из веществ которой она и сделана, а вечный дух возвращается к Богу, который и вдохнул его в плоть (см. Страшный Суд).

Смоленская икона Божией Матери – чудотворная икона, которая, по преданию, является одной из икон, современных Самой Богородице Она первой из византийских чудотворных икон прибыла на Русь. Один из исторических источников свидетельствует, что Византийский император Константин Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее в 1046 году замуж за князя Всеволода Ярославича. Впоследствии перенесенная сыном Всеволода Ярославича Владимиром Мономахом из Чернигова в Смоленск, она прославилась на Руси как Смоленская (см. "Одигитрия").

Соборование – см. Елеосвящение.

Совесть – врожденное. Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Соловецкий Преображенский монастырь – мужской монастырь, основанный святым Савватием (см. Зосима и Савватий) в 1429 году на Соловецком острове Белого моря. Крупный духовный центр русского православия и важный оборонительный пункт, отбивавший нападения шведов, финляндцев, англичан. В годы Советской власти – лагерь для заключенных, первыми из которых были несколько архиереев и сотни православных священников – все они были расстреляны в конце двадцатых годов. В настоящее время возвращен Церкви.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ и публицист, сын историка С.М. Соловьева. Автор множества научных трудов, публицистических статей и ряда стихотворений. К сожалению, творчество его не было последовательно православным: он увлекался теософией, которая оказалась сатанинским учением, призванным отвлечь людей (в первую очередь – интеллигенцию) от истинной веры.

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) – историк, автор фундаментальной многотомной "Истории России с древнейших времен" и ряда других исследований.

Сороковины – поминовение усопшего на сороковой день после кончины.

Сорокоуст – церковное поминовение умершего в течение сорока дней после кончины.

София – мученица, пострадавшая вместе с дочерьми (см. Вера, Надежда, Любовь и мать их София)

Сочельник (сочевник) – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Крещения (Крещенский сочельник).В эти дни положен строгий пост, есть можно только "сочиво"(отсюда название) – размоченные хлебные зерна.

Спас (сокращенное от Спаситель) – имя Иисуса Христа, предреченное архангелом Гавриилом при благовещении. В народном быту Спасами называются три православных праздника, связанных с Христом: Первый – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), называемый Медовым Спасом; второй – Преображение Господне (6/19 августа) – Яблочный Спас; третий – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (16/ 29 августа) – Ореховый или Хлебный Спас (см. Спас Нерукотворный).

Спас Нерукотворный – икона с изображением лика Иисуса Христа, оставленным Им Самим на полотенце, которое Он некогда приложил к Своему лицу (см. Иконопись).

Спаситель – одно из именований Господа нашего Иисуса Христа, подарившего людям надежду на спасение души по окончании земной жизни.

Спасо-Андроников монастырь – мужской монастырь, основаннный в 14 веке в Москве. Служил как крепость для защиты от набегов кочевников. Назван по имени первого настоятеля, игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Здесь провел последние годы и был похоронен Андрей Рублев, расписывавший Спасский собор монастыря.

"Споручница грешных" – чудотворная икона Божией Матери. Божественный Младенец сидит на левой руке Пресвятой Богородицы и двумя ручками держится за Ее правую руку. Икона находится в Москве, в храме Святителя Николая в Хамовниках, в специально выстроенном для нее приделе. Празднование 7/20 марта и 29 мая/11 июня.

Сребролюбие – жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. "Корень всех зол есть сребролюбие" (Первое послание апостола Павла к Тимофею 6, 10).

Сретение Господне (слав. – встреча) – один из двунадесятых праздников, отмечается 2/15 февраля. Посвящен воспоминанию о том, как Дева Мария на сороковой день после рождения Иисуса пошла с Младенцем в Иерусалимский храм и была встречена Симеоном Богоприимцем, узнавшем в Иисусе Сына Божиего и Спасителя.

Сретенский монастырь – мужской монастырь в Москве. Основан в 1395 году на том месте, где была встречена Владимирская икона Божией Матери. В настоящее время возвращен Русской Православной Церкви. Активно занимается просветительской и книгоиздательской деятельностью.

Старообрядчество – последование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешних сторон церковной жизни, то есть всего того, что относится к церковным обычаям и обрядам.
В России – религиозно-общественное движение с середины 17 века. Возникло как следствие реформ Патриарха Никона. Старообрядцы выступали против нововведений, поддержанных, между тем, всеми иерархами Русской Православной Церкви, за сохранение старых обрядов (в частности, сложения двух, а не трех, перстов при осенений себя крестным знамением и некоторых других). Противоборство приняло резкие формы: последовали гонения на раскольников, которые вынуждены были уходить в глухие леса и там селиться. С начала 18 века преследование правительством "староверов" несколько смягчилось, а затем и вовсе было прекращено (см. Раскол).

Стефан Пермский (ок. 1340-1396) – святой (память 26 апреля/9 мая), епископ. Друг преподобного Сергия Радонежского, просветитель зырян (народа коми). В 1379 году отправился проповедовать христианство в страну коми, стал первым Пермским епископом. Создал алфавит языка коми, перевел на этот язык богослужебные книги, основал первую местную школу.

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

Стихира (греч. – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из многих стихов и прославляющее Спасителя, Богородицу, святого или празднуемое событие.

Страстная седмица – заключительная седмица Великого поста, на которой в продолжительных богослужениях вспоминаются последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предание Его суду, издевательства, распятие и страдания (слав. – страсти) на кресте, погребение.

Страх Божий – одна из величайших христианских добродетелей: боязнь наказания за грехи, сочетаемая с сыновьей любовью к Богу и со стремлением к благочестию, чистоте и святости.

Страшный Суд – суд, который наступит после конца мира и Судией на котором явится Сын Божий, Иисус Христос: Он будет судить живых и мертвых, после чего праведники пойдут в царство небесное, а нераскаявшиеся грешники – в вечные муки ада.

Стяжательство – грех накопительства, собирания богатства. Влечет за собой множество других тягчайших грехов.

Суеверие – уклонение от чистого духа истинной веры, измена Богу – опасный грех, проявляющийся в веровании приметам, гаданиям, "вещим" снам, заговорам, астрологическим предсказаниям. О пагубности суеверий говорится еще в Ветхом Завете. В новозаветные времена Церковь всегда чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. А по Морскому уставу Петра Первого за религиозное суеверие полагалась даже смертная казнь.

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – художник, автор картин "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком" и других знаменитых полотен. Картина на евангельский сюжет "Исцеление слепорожденного" находится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

Схизма (греч. – раскол) – церковные разделения, не сопровождающиеся отказом от признания церковных догматов. В этом отличие схизмы от ереси.

Схизматик – раскольник.

Схима (греч.- монашеское облачение) великий ангельский образ, высшая степень монашеского подвига, предписывающая затвор в монастыре и соблюдение особо строгих монашеских правил.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
С
Саваоф
Савва Сторожевский
Савватий Соловецкий
Саввин-Сторожевский Рождественно-Богородский монастырь
Саккос
Самолюбие
Самоубийство
Саровская пустынь
Сатана
Свидеятели Иеговы
Свобода воли
Святки
Святогорец
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Святцы
Святые
Святые места
Священник
Священное Писание
Священное Предание
Священномученик
Священные сосуды
Священство
Седмица
Секта
Семинария
Серафим Саровский
Серафимы
Сергий Вааламский
Сергий Радонежский
Сергий Страгородский
Сильвестр
Символ веры
Симеон Богоприимец
Симеон Полоцкий
Симеон Столпник
Симонов монастырь
Синод Русской Православной Церкви
Синод Святейший Правительствующий
Синодик
Сквернословие
Скит
Складень
"Скоропослушница"
Скрижали Завета
Скуфья
Славяно-греко-латинская академия
Славянофильство
Служебник
Смерть
Смоленская икона Божией Матери
Соборование
Совесть
Солея
Соловецкий Преображенский монастырь
Соловьев Владимир Сергеевич
Соловьев Сергей Михайлович
Сороковины
Сорокоуст
София
Сочельник
Спас
Спас Нерукотворный
Спаситель
Спасо-Андронников монастырь
"Споручница грешных"
Сребролюбие
Сретенье Господне
Сретенский монастырь
Старообрядчество
Стефан Пермский
Стихарь
Стихира
Страстная седмица
Страх Божий
Страшный Суд
Стяжательство
Суеверие
Суриков Василий Иванович
Схизма
Схизматик
Схима

 
Copyright © 2000-2015, Akaka [Akaka]. Размещено на WebService

Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.