Святоотеческое наследие
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

О авторе, сайте и прочее инфо
Православный Э.С.
Месяцеслов в иконах [1] [2]
Библиотека
Хронология
Аббревиатуры интернет
Поиск по сайту (Yandex)



Символы веры
Устав отшельнической жизни
Послание апостола Варнавы
Об устроении человека
О прелести
О Небесной иерархии
Церковная история
О знаменитых мужах
Изречения Секстa
Доказательство апостольской проповеди
Книга о единстве Церкви
Книга о падших
Книга о суете идолов
Кто из богатых спасется
О сущности и энергии
Слово о Пасхе
Жизнь пустынных отцев
О смирении и совершенстве
О крещении
Краткий словарь православных терминов

Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа.
2. Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь - любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
3. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, может быть последняя в вашей жизни, а за нею - смерть и суд.
4. Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.
5. Оставляйте вашу серьезность и будьте пред Господом в обхождение с людьми как дети незлобивые.
6. Не вспоминайте в упрек о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
7. Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись.
8. Себя считайте последними и грешнее всех.
9. О пространном пути забудьте.
10. Променяйте ваше благородство на работу Иисусу Христу.
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 

Кадило – металлический сосуд на цепочках, в котором на раскаленных углях тлеет ладан – ароматическая смола, дающая при сгорании благовонный дым.

Казанская икона Божией Матери – была найдена в Казани в подвале сгоревшего дома в 1579 году. Пресвятая Дева, трижды явившись во сне девятилетней девочке, указала, где искать икону.Была отнесена в ближайший храм, где от нее стали совершаться чудеса, подробное сказание, о которых было составлено Казанским митрополитом, впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, Гермогеном. В 1612 году икона с казанским ополчением прибыла в Москву, находилась в стане князя Пожарского и стала предметом особого поклонения после освобождения Москвы от поляков, в котором православный народ видел несомненную помощь Пресвятой Богородицы. Представляет собою поясное изображение Богоматери с Богомладенцем, сидящим на левой руке. Основные особенности изображения – прямое положение Богомладенца (в анфас) и такое положение рук Богородицы, при котором кисти рук не видны. Празднование совершается 8/21 июля и 22 октября/4 ноября.

Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), основанное в 16 веке в Швейцарии Жаном Кальвином. Центральное место в богословии Кальвина занимает учение о предопределении, согласно которому судьбы людей заранее предопределены Богом, и никакие добрые дела ничего не могут изменить (что в корне противоречит православному представлению о предоставленной человеку свободе выбора, о необходимости избегать греха и творить добро для того, чтобы спасти душу от гибели). Почитание креста и икон отвергается, из семи христианских таинств сохранены лишь крещение и причащение, да и те рассматриваются не как таинства, а как символические обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С середины 16 века кальвинизм начинает распространяться за пределами Швейцарии: во Франции (гугеноты), в Англии и Шотландии (пуритане), в Нидерландах, Германии и некоторых других странах.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена. Камилавка монахов сверху прикрыта крепом и называется клобук.

Канон (греч. – прямой шест, отвес, линейка) – постановление Церкви, как относящееся к вероучению, так и касающееся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Канон – богослужебное песнопение, входящее в состав утрени. Каноны написаны святыми Андреем Критским, Космой Маюмским, Феодором Студитом и другими отцами Церкви.

Канонизация (греч. – узакониваю) – особое решение Церкви о причислении умершего подвижника веры и благочестия к лику святых. Основаниями, по которым Церковью начиналось рассмотрение дела о причислении того или иного подвижника благочестия к лику святых, служили следующие обстоятельства: чудотворения, случавшиеся при жизни или после смерти; принятие мучений за исповедание христианской веры; всенародное почитание: нетление останков (не всегда). Причисленному к лику святых устанавливается день празднования, составляется богослужение. О святом не молятся, как молятся об умерших, по нему не служат панихиды, твердо веруя, что по смерти он удостоился особой милости Божией, ему служат молебны – к нему самому обращаются с молитвами, прося заступничества пред Богом.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – писатель, публицист и историк. Автор 12-томной "Истории государства Российского" и ряда литературных произведений.

Кастальский Александр Дмитриевич (1856-1926) – выдающийся русский духовный композитор.

Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.

Катехизис – краткое изложение основ православного вероучения.

Католицизм – западное или римско-католическое вероиповедание, одно из основных направлений в христианстве. Окончательно оформился как церковная организация после разделения Церквей на Западную и Восточную в 1054 году. Католическая Церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу папу Римского.

Кафизма (греч. – сидение) – чтение из Псалтири, во время которого присутствующие на богослужении могут сидеть.

Келья (греч. – комната) – жилая комната монаха в монастыре. Иногда – маленький отдельный домик.

Киево-Печерская Лавра – древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, были устроены монашеские кельи и подземные храмы. Здесь же производились захоронения умерших насельников монастыря. Позднее были возведены и надземные сооружения. В пещерах монастыря покоятся мощи святых преподобных Антония и Феодосия – отцов-основателей монастыря, святого Илии Муромца, святого Нестора Летописца и многих других русских святых.

Киот – украшенная рама для иконы.

Киприан (ум. 304) – священномученик (память 2/15 октября), епископ Никомидийский. В молодости был могущественным волшебником, чародеем и очень богатым человеком. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого диавола, беседовал с ним и получил в услужение множество бесов. С их помощью удивлял людей способностью управлять стихиями, насылать мор и болезни, вызывать мертвецов. Сгубил немало человеческих душ, обучая людей магии, чародейству, астрологии и другим бесовским ремеслам. Выполняя просьбу некоего Аглаида, попросившего склонить к замужеству с ним христианку Иустину, собравшуюся в монастырь, Киприан прибег к помощи бесов, но так ничего и не добился – бесы были побеждены молитвой Иустины. Потрясенный Киприан сжег все свои книги, с глубоким покаянием пришел в церковь и не выходил из нее, пока не принял крещения. Подвигом всей своей последующей праведной жизни Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей все его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день – в иподиакона, на тридцатый – рукоположен во диакона, а через год – во священника. В скором времени он был возведен и в сан епикопа. Иустина удалилась в монастырь и была избрана игуменией. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и Иустина были схвачены и после лютых мучений убиты. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу священномученика Киприана, бывшего служителем сатаны и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами, колдовством и чародейством. Память святых Иустины и Феоктиста отмечается в тот же пень.

Киреевские – братья, видные представители славянофильства – такого направления русской общественной мысли, которое считало православие главным условием развития самых разнообразных сторон государственной, общественной и духовной жизни русского народа. Иван Васильевич (1806-1851) – философ, литературный критик, публицист. Живя в родовом поместье Долбино, находившемся неподалеку от Оптиной пустыни, поддерживал тесную связь с иноками этой обители и помогал им в издании святоотеческих творений. Его духовным отцом был святой оптинский старец Макарий. Петр Васильевич (1808-1856) – собиратель русского фольклора; в его коллекции было около 10 тысяч народных песен.

Кирилл Белозерский (1337-1427) – святой преподобный (память 9/22 июня), игумен основанного им знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Кирилло-Белозерский монастырь – мужской монастырь на берегу Сиверского озера за Вологдой, основанный в 1397 году святым Кириллом Белозерским. Монастырь этот быстро сделался центром просвещения, ревнителем православия и образцом общежития. Монастырская крепость выдержала в 1612-1613 годах осаду польско-литовских интервентов.

Кирилл (827-869) и Мефодий (до 820-885) – святые равноапостольные (память 14/ 27 февраля и 11/24 мая). Братья, славянские первоучители и апостолы веры. Кирилл создал славянскую азбуку (кириллицу) и вместе с братом перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

Клевета – злословие, распространенный грех против девятой заповеди Божией.

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.

Ключевский Василий Осипович (1841-1911) – знаменитый историк, академик, преподаватель Московского университета и Московской духовной академии, автор фундаментальных трудов по русской истории.

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Кондак – краткая священная песнь, содержащая похвалу Иисусу Христу, Богородице, святому или празднуемому событию. Предшествует икосу. Основным творцом кондаков в истории Церкви был святой Роман Сладкопевец.

Константин Константинович (1858-1915) – Великий князь, внук Николая I, генерал, президент Петербургской академии наук. Поэт (писал под псевдонимом К.Р.), автор нескольких сборников стихов и стихотворной трагедии "Царь Иудейский".

Коленопреклонение – одно из действий, сопровождающих усердную молитву.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).

Константин Великий (после 285-337) – святой равноапостольный (память 21 мая/З июня), римский император, сын святой царицы Елены. Человек глубокой веры, искусный полководец и политик, утвердивший христианство в качестве официальной религии. Организатор и активный участник Первого Вселенского собора, разгромившего арианство.

Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте.

Корнилий Псково-Печерский (1501-1570) – священномученик (память 20 февраля/5 марта), игумен Псково-Печерского монастыря. Убит Иоанном Грозным, который поверил клевете на Корнилия. Отрубив невинному голову, Иоанн подхватил его тело и понес в монастырь. Обагренная кровью дорога зовется с тех пор "Кровавой".

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) – русский живописец, автор многих известных картин, в том числе и на евангельские сюжеты ("Христос в пустыне").

Крест – священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания, символизирующий собою орудие казни Иисуса Христа.

Крестное знамение – осенение себя или кого-либо крестом. При совершении знамения у православных принято соединять вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Себя осеняют, прикасаясь сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому плечу, левому плечу.

Крестные отец и мать – см. Восприемник.

Крестный ход – шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники (например, на Пасху), или по особым поводам (например, на поля во время молений об избавлении от засухи).

Крещение – таинство, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до крещения; возрождается в новую духовную жизнь и делается членом Церкви Христовой. Таинство это установлено Самим Иисусом Христом. Он освятил крещение собственным примером, крестившись у Иоанна Крестителя, а потом, по воскресении Своем, дал повеление апостолам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Евангелие от Матфея 28,19). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения может совершаться над человеком только один раз.

Крещение Господне – двунадесятый праздник, отмечается 6/19 января. В этот день вспоминается, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. В момент, когда совершилось крещение, над головой Христа появился Святой Дух в виде голубя и с небес донесся голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Евангелие от Матфея 3, 17). Праздник этот называется также Богоявлением, поскольку в этот день Бог явил себя миру в трех Лицах: Бог Сын – Иисус Христос принимал крещение, Дух Святой явился в виде голубя, а Бог Отец засвидетельствовал событие голосом с неба.

Ксения Петербургская (19 в.) – святая (память 24 января/6 февраля), Христа ради юродивая. После смерти мужа приняла на себя подвиг юродства: раздала имущество, ночи проводила в молитве, уходя за город, в поле. Прославилась прозорливостью и молитвенным заступничеством за нищих, болящих, за детей, и особенно – за вступающих в брак. Похоронена в Санкт-Петербурге. И сегодня верующие просят у Ксении Петербургской помощи в устроении брака и укреплении семьи: в часовне над ее могилой регулярно служатся молебны как просительные, так и благодарственные.

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
К
Кадило
Казанская икона Божией Матери
Кальвинизм
Камилавка
Канон (постановление Церкви)
Канон (богослужебное песнопение)
Канонизация
Карамзин Николай Михайлович
Кастальский Александр Дмитриевич
Катапетасма
Катехизис
Католицизм
Кафизма
Келья
Киево-Печерская Лавра
Киот
Киприан
Киреевские – братья
Кирилл Белозерский
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилл и Мефодий
Клевета
Клир
Клирик
Клирос
Ключевский Василий Осипович
Кокошники
Кондак
Константин Константинович
Коленопреклонение
Колокольня
Константин Великий
Копие
Корнилий Псково-Печерский
Крамской Иван Николаевич
Крест
Крестное знамение
Крестные отец и мать
Крестный ход
Крещение
Крещение Господне
Ксения Петербургская
Купель

 
Copyright © 2000-2015, Akaka [Akaka]. Размещено на WebService

Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.