Святоотеческое наследие
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

О авторе, сайте и прочее инфо
Православный Э.С.
Месяцеслов в иконах [1] [2]
Библиотека
Хронология
Аббревиатуры интернет
Поиск по сайту (Yandex)



Символы веры
Устав отшельнической жизни
Послание апостола Варнавы
Об устроении человека
О прелести
О Небесной иерархии
Церковная история
О знаменитых мужах
Изречения Секстa
Доказательство апостольской проповеди
Книга о единстве Церкви
Книга о падших
Книга о суете идолов
Кто из богатых спасется
О сущности и энергии
Слово о Пасхе
Жизнь пустынных отцев
О смирении и совершенстве
О крещении
Краткий словарь православных терминов

Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа.
2. Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь - любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
3. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, может быть последняя в вашей жизни, а за нею - смерть и суд.
4. Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.
5. Оставляйте вашу серьезность и будьте пред Господом в обхождение с людьми как дети незлобивые.
6. Не вспоминайте в упрек о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
7. Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись.
8. Себя считайте последними и грешнее всех.
9. О пространном пути забудьте.
10. Променяйте ваше благородство на работу Иисусу Христу.

Библиотека

Древний Патерик. Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах

1. Сказал авва Дула, ученик аввы Виссариона: когда мы шли по берегу моря, я возжаждал, и сказал авве Виссариону: "авва, я жажду". И сотворивши молитву, авва говорит мне: "пей из моря," и тотчас вода сделалась сладкою и я напился. Потом я зачерпнул воды в сосуд, не захочется ли пить еще. Увидев сие, сказал мне он: "зачем ты зачерпнул воды?" Я сказал ему: "прости мне, авва, может быть еще захочется пить". И сказал старец: "Бог сущий здесь - и везде Бог".

2. В другое время, когда ему (Виссариону) нужно было, сотворил молитву и перешел Хризорою пеший и вышел на берег. Я же удивившись поклонился ему, говоря: "как чувствовал ты ноги свои, когда шел по воде?" И говорит старец: "до пят я ощущал воду, а прочее было твердо".

3. В иной раз, когда мы шли к другому старцу, солнце близко было к закату. И молясь старец сказал: "молю Тебя, Господи, да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему," - и было так.

4. Пришел однажды один бесноватый в Скит, и была о нем молитва в церкви и не выходил демон, потому что был свиреп. Говорили клирики: "что будем делать с сим демоном? Никто не может изгнать его кроме аввы Виссариона. И если станем звать его для себя, он не придет в церковь. Сделаем же так: вот прежде всех приходит он в церковь; сделаем, чтобы страждущий сидел на его месте, и когда он взойдет, станем на молитву, и скажем ему: разбуди брата, авва". Так и сделали. И когда пришел старец утром, стали на молитву и сказали ему: разбуди брата, авва. Он сказал ему: "встань и выдь отсюда," и тотчас вышел из него демон, и стал здоров человек с того дня.

5. Говорили старцы авве Илии в Египте об авве Агафоне, что он хороший брат, и говорит им старец (Илия): "по своему поколению хорош". Говорят ему: "сравнительно с древними что?" - И ответил: "сказал я вам, что по своему поколению хорош он, а что касается до древних, я видел человека, который мог остановить солнце на небе, как Иисус Навин". И услышавши сие, удивились и прославили Бога.

6. Некоторая женщина, имея болезнь в груди, называемую рак, и слышавши об авве Лонгине, искала случая встретиться с ним. Он жил в девяти милях от Александрии к западу. Когда же искала его женщина, случилось блаженному сему собирать дрова при море; и увидевши его, женщина говорит ему: "авва, где живет раб Божий авва Лонгин?" не зная, что это он сам. Он же сказал: "чего ты хочешь от этого обманщика? не ходи к нему: ибо он обманщик. Что же тебе нужно?" Женщина же показала болезнь. Старец, знаменав крестным знамением то место, отпустил ее, сказав: "ступай, Господь исцеляет тебя. Лонгин же не может помочь тебе". - Женщина ушла, поверивши слову, и скоро была исцелена. Когда же рассказывала некоторым о сем и сказывала признаки старца, узнали, что это был сам авва Лонгин.

7. В другой раз еще иная женщина, имеющая неисцельную болезнь на руке, пришедши с другою женщиною, стала ждать вне кельи старца у окошечка, так как он сидел там. Он отсылал ее, говоря: "отойди, женщина". Она же продолжала оставаться и не говорила ничего, ибо боялась. Он же, узнав и разведав, что нужно ей, встал и затворил пред нею оконце и сказал: "ступай, ничего худого нет у тебя". И исцелилась женщина с того часа.

8. В иной раз еще принесли к нему бесноватого; он же сказал принесшим: "я не могу ничего сделать вам, но лучше идите к авве Зенону". Авва Зенон стал на молитву и начал теснить демона, изгоняя его. Демон же вскричал: "может быть думаешь ты, что ради тебя выхожу? Вот авва Лонгин молится, говоря на меня Богу, и страшась его молитв, я выхожу; а тебе и ответа не дал бы я".

9. Говорили об авве Макарии, что идя из Скита и неся корзины, утомившись он сел и молился говоря: "Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет силы". И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел.

10. Имел некто в Египте сына расслабленного и принес его к келье аввы Макария и оставив его плачущего у дверей, отошел поодаль. Старец, выглянув, увидел отрока, что он плачет, и говорит ему: "кто принес тебя сюда?" Отвечал отрок: "отец мой бросил меня здесь и ушел". Говорит ему старец: "встань, поищи его", и тотчас выздоровевши, отрок встал и нашел отца своего, и пошли в дом свой радуясь.

11. Говорил авва Сисой: когда был я в Скиту с аввою Макарием, пошли мы с ним сжать семь нив, и вот некоторая женщина вдова, собирая колосья позади нас, не переставала плакать. Позвал же старец владельца поля и сказал ему: "что с этою старухою, что она все плачет?" Он же говорит: "Муж ее имел от кого-то залог, и умер вдруг, и не сказал, где положил его, и хочет хозяин заклада взять ее и детей ее в рабы себе". Говорит ему ставец: "скажи ей, чтобы пришла, когда мы будем отдыхать во время зноя". И когда женщина пришла, говорит ей старец: "что так плачешь непрестанно?" И говорит женщина: "муж мой умер, взявши залог от некоторого человека, и умирая не сказал, где положил его". И сказал ей старец: "пойжем, покажи мне, где ты похоронила мужа". И взявши братий, вышел с нею. И когда пришли они на местто, сказал ей старец: "ступай в дом твой". И когда мы помолились на сем месте, позвал старец мертвого, говоря: "где положил ты чужой залог?" Он же ответствуя сказал: "в доме моем спрятан он в ногах постели моей". И сказал ему старец: "усни опять до дня воскресения". Видя сие, братья пали от страха к ногам его. И сказал им старец: "не ради меня делалось сие, ибо я ничто, но ради вдовы сей и сирот сотворил Бог дело сие. Велико же то, что Бог ищет безгрешной души, и чего бы ни попросила она, получает". Пришедши же, сказал вдове, где лежит залог; она же взявши его, отдала хозяину его, и освободилась она и дети ее. Услышав о сем, все прославили Бога весьма.

12. Авва Милисий, проходя по одному месту, увидел, что некоторые держат монаха, как совершившего убийство. Старец подошедши расспросил брата, и узнавши, что он оклеветан, говорит держащим его: "где убитый?" Те покзали ему мертвого. Подошедши к убитому, велел всем молиться. Когда же сам простер руки к небу, мертвый воскрес. И сказал ему при всех старец: "скажи нам, кто убил тебя?" Он же сказал, что "вошедши в церковь, дал деньги пресвитеру, а он вставши задушил меня и отнесши бросил меня в монастырь аввы. Но прошу взять у него деньги и отдать детям моим". Тогда сказал ему старец: "ступай, спи, пока не придет Господь и возбудит тебя". И он тотчас опять почил.

13. Пришли некогда многие старцы к авве Пимену, и вот один мирянин, родственник аввы Пимена, имел отрока, у которого лицо по действию диавола обращено было назад. И видя отец его множество собравшихся у Пимена старцев, взявши отрока, сел вне монастыря плача. Случилось же некоторому старцу выйти, и увидя его, сказал: "что ты плачешь, человек?" Он же сказал: "я родственник аввы Пимена, и вот случилось такое искушение с отроком моим. И хотели бы принести его к самому старцу, но боимся, ибо он не хочет видеть нас. И если узнает, что я здесь, пошлет прогнать меня; зная же о присутствии вашем здесь, я осмелился придти. И теперь, как хочешь, авва, возьми отрока, и смилуйся надо мною, и помолись за него". И взявши его, старец возвратился в собрание старцев и поступил осмотрительно; когда принес; он ничего не сказал авве Пимену, но начавши с младших братий, говорил: "знаменуй крестным знамением дитя". Заставивши всех по порядку знаменовать его, после поднес его к авве Пимену. Он же не хотел знаменовать его; они же просили его, говоря: "сделай, отче, как и все мы". И вздохнувши, встал он и помолился, говоря: "Боже, исцели создание Твое, чтобы не обладал им враг". И знаменавши его, исцелил, и отдал здоровым отцу.

14. Рассказывал некто из отцев об авве Павле, жившем в нижних странах Египта в Фиваиде, что он держал в руках змей и скорпионов и разрывал их пополам, как бы некую ткань паука. Сотворили ему братья поклон, говоря: "скажи нам, какое делание совершал ты, что получил такую благодать?" Он же сказал: простите мне, отцы. Если приобретет кто чистоту, все покорится ему, как Адаму, когда был он в раю, прежде чем преступил заповедь.

15. Шел некоторый мирянин, имея сына, к авве Сисою, в гору аввы Антония, и во время пути умер сын его. И не смутился он, но взял его к старцу с верою несомненною, и припал к нему с сыном, как бы кланяясь, чтобы получить благословение от сего старца. И вставши, отец оставил отрока у ног старца, и вышел из келии. Старец же, думая, что отрок кланяется ему, говорит: "встань и иди вон," ибо не знал, что он умер. И тотчас он воскрес и вышел. Увидя же его, отец его изумился, и войдя поклонился старцу, и возвестил ему о событии сем. Старец же услышав, опечалился, ибо не хотел, чтобы так было. Приказал же отцу ученик старца, чтобы никому не говорил о сем до смерти старца.

16. Старец некоторый был отшельником на Иордане, и в знойное время вошел в одну из пещер, и в ней оказался лев, и начал лев скрежетать зубами и рычать. И говорит ему старец: "что оскорбляешься? Место вместит и меня и тебя. Если же не хочешь, встань и выдь". Лев, не стерпя его, вышел.

17. Пришел некто из старцев из Скита в Теренуфим, и там жил. Принесли ему ради труда подвижнического немного вина. А другие, слышавшие о нем, привели к нему одного бесноватого. Начал же бес поносить старца и говорить: "к винопийце этому привели меня?" Старец по смиренномудрию не хотел-было изгонять его, по причине же поношений его сказал: "Верую Христу, что еще не кончу я пить чашу сию, как ты выйдешь". И как скоро начал старец пить, закричал бес, говоря: "жжешь меня". И прежде чем кончил он чашу, вышел бес по благодати Божией.

18. Братья родные жили в Ските, и случилось одному заболеть; тогда другой брат пришел в церковь и просил у пресвитера приношения за болящего. Услышав сие, пресвитер говорит братьям: "пойдем, навестим болящего брата". Пришедши же и помолившись, ушли. И в другое воскресенье спрашивает пресвитер о болящем: "каков брат?" Брат болящего сказал: "помолись за него". Опять пресвитер взявши братий, пошел с ними к болящему брату. Когда пришли они и сидели, начал он кончаться. Когда же одни из братий говорили, что он удостоился утешителя (Св. Духа), другие же сомневались о нем, тогда посмотревши на них брат умирающего сказал им: "что сомневаетесь? хотите узнать, какую он имеет силу?" И обратясь сказал брату своему: "отходишь, брат мой?" Он же сказал ему: "да, но помолись за меня". Он же сказал ему: "по истине, брат, не позволю тебе умереть прежде меня". И обратившись к сидящим братьям, сказал: "дайте мне рогожу и покрывало," и взявши, наклонил голову, и предал первый душу, потом же и болящий. И тотчас же отцы, приготовив обоих, вынесли и погребли с радостью, что сподобились они умного света.

19. Брат имел руководителем старца и видя, что он хорошо приготовлял умерших к погребению, сказал ему: "и меня, когда я умру, будешь ли приготовлять так?" Он же сказал ему: так же буду приготовлять и тебя, пока не скажешь: довольно. Не много же спустя умер брат, и слово перешло в дело, ибо приготовив его благочестиво, сказал ему при всех: "хорошо ли опрятал я тебя, чадо, или еще недостает чего?" Издал же мертвый глас: "хорошо, отче, ибо исполнилось обещание".

20. Старец некоторый скитянин, пошел с братом почерпнуть воды. Брат, пришедши прежде к колодцу, увидел дракона, и воротившись сказал о том старцу. И говорит ему старец: "ступай, наступи на голову его". Брат же убоявшись не пошел. Когда же пошел старец, животное увидя его и устыдившись, убежало в пустыню.

21. Говорили о некоем старце, что его келия всегда была светла, как бы днем, и как днем, читал и работал он в ней, так и ночью.

22. Был иной старец, у которого от чрезмерного подвижничества повредились ноги, так что не мог он двигаться в продолжении долгого времени, и когда хромая он вышел и стал приготовлять пищу, то предстал ему ангел, коснулся уст его, говоря: "Христос есть тебе истинная пища и питие", и исцелив его, удалился. Он же, взявши пальмовые ветви, стал делать перевязи для животных. Некоторые пожелали отвести к нему хромого для исцеления, и сажали хромого на осла. Но как скоро ноги его коснулись перевязи, сделанной святым, тотчас он исцелел. На благословение многим больным, посылал он перевязи, и тотчас исцелялись они от болезни.

23. Случилось некогда святому старцу послать ученика своего принести воды из колодца. Когда он пошел, то увидел внизу аспида, и не почерпнув воды, возвратился и сказал ему: "умрем мы, авва, ибо я видел аспида в колодце". Он же внушал ему не бояться и качая головою сказал: "если захочется сатане, чтобы в колодце был змей или аспид, и попал в источники вод, неужели ты никогда не будешь пить?" И пошел старец, и сам зачерпнув полный сосуд, первый попробовал говоря: "где возложен крест, там не имеет силы никакое зло".


 
Copyright © 2000-2015, Akaka [Akaka]. Размещено на WebService

Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.