Святоотеческое наследие
Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

О авторе, сайте и прочее инфо
Православный Э.С.
Месяцеслов в иконах [1] [2]
Библиотека
Хронология
Аббревиатуры интернет
Поиск по сайту (Yandex)



Символы веры
Устав отшельнической жизни
Послание апостола Варнавы
Об устроении человека
О прелести
О Небесной иерархии
Церковная история
О знаменитых мужах
Изречения Секстa
Доказательство апостольской проповеди
Книга о единстве Церкви
Книга о падших
Книга о суете идолов
Кто из богатых спасется
О сущности и энергии
Слово о Пасхе
Жизнь пустынных отцев
О смирении и совершенстве
О крещении
Краткий словарь православных терминов

Из наставлений архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни

1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа.
2. Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь - любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
3. Вспомните, что та минута, которую отнимает у вас лень, может быть последняя в вашей жизни, а за нею - смерть и суд.
4. Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.
5. Оставляйте вашу серьезность и будьте пред Господом в обхождение с людьми как дети незлобивые.
6. Не вспоминайте в упрек о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
7. Без отречения своей воли нельзя положить и начало спасению, не только спастись.
8. Себя считайте последними и грешнее всех.
9. О пространном пути забудьте.
10. Променяйте ваше благородство на работу Иисусу Христу.

Библиотека

Нил Синайский, преп. Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному

  • Вот лучший и краткий путь к добродетели: бегство от мира.
  • Вожделевающему нетленного надлежит ни во что вменять тленное.
  • Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти.
  • Возненавидь настоящую жизнь, ибо, смотри, колесо ее вертится без порядка.
  • Не вожделевай благ, которых употребление минуется и обладание которыми утрачивается.
  • Смейся над теми, которые во всем благоуспешны, а сострадай к тем, которым во всем неудача, ибо первое ведет к награде, а последнее - к любомудрию.
  • Упражняйся в терпении, в каком, как знаешь, подвизались мученики, потому что и от нас требуется свидетельство совести.
  • Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда. Все тленно, а душа бессмертна, потому тленному надлежит предпочитать бессмертное.
  • Будь готов к скорбям, и приобретешь большую пользу.
  • Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.
  • Не порицай нищеты, потому что соделывает подвижника неразвлекаемым в исполнении Закона.
  • Не веселись при богатстве, потому что заботы о нем, всего чаще и против воли, отлучают человека от Бога.
  • Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания.
  • Недалеко до жатвы, поэтому душевную ниву очистим от терния.
  • Ничто не сокрыто от Судии, поэтому напрасно стараемся грешить скрытно.
  • Прежде людей стыдись Ангелов, потому что при нас их много, и устраняй себя от всякого постыдного поступка.
  • Заботливо помышляй о весах Судии и выбрось из себя всякую, какая есть в тебе, примесь житейских покушений.
  • Праздность и покой почитай для себя вредом и спеши сделать что-либо такое, что потребуется от нас.
  • Помышляй всегда о непостоянстве настоящей жизни, и ничто в ней не в состоянии будет развлечь тебя.
  • Да не услаждают тебя земные веселости, которые временны, это - уда, как рыбу, приманивающая и уловляющая душу.
  • Старайся не впадать в искушения, а если впал, покажи мужество.
  • Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не презрены были слезы твоей молитвы.
  • Любомудрие, сие самое преимущественное достояние людей, хочет одно пребывать и с одним приобретшим его.
  • Добродетель - Божий хитон; научись исткать ее, и будешь облачающим Облачающего тварь.
  • Что на земле, то похищается татями. Ты делай Небесное, ибо сие недоступно перстам похитителей.
  • Должно отказаться от роскоши, потому что вовлекает в дела, от которых после трезвения бывают воздыхания.
  • Всего лучше гнушаться плотелюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют.
  • И земные блага не без трудов достаются, почему же уклоняемся от благ Небесных по причине трудов?
  • Хочешь ли без труда творить добродетель? Рассуждай о труде, что он временный, а о награде, что она вечная.
  • Все истаивающие от желания удовольствий неприличных пусть рассуждают о кратковременности наслаждения и о продолжительности наказания.
  • В какой мере нечиста жизнь, в такой же и душа делается скотскою; и плакать должны дошедшие до этого, как повредившие разумную силу, и притом сами от себя.
  • Все почитай тленным, и добродетель только - нетленною.
  • Пренебреги всем прочим, что делает человека скотоподобным и делай то одно, что может соделать тебя Небесным.
  • Прилагай попечение о добродетели, потому что она любомудрием обновляет Адама.
  • Владеешь чревом? Владей и языком, чтобы, когда остаешься рабом одного, и освобождение от другого не было бесполезным.
  • Люби Бога, не будь же паче сего пристрастен к своим, чтобы тебе не оказаться, по слову Его, хотя бы и не желал ты, недостойным Его.
  • Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них.
  • Терпеть зло - блаженное дело, а делать - преокаянное, ибо кто терпит, тот наследник Христов, а кто делает, тот наследник диаволов.
  • Прекрасен хлеб поста, потому что нет в нем кваса удовольствий.
  • Свят жертвенник молитвы, потому что привлекает к нам Святаго святых.
  • Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без нее всякое дело нечисто.
  • Если сеешь в нищих, то сей свое, ибо чужое и плевелы превосходит горечью.
  • Слеп милостивый, если он несправедлив: возделывает поле, с которого не может собрать жатвы.
  • Всегда ожидай, но не бойся смерти; то и другое - истинные черты любомудрия.
  • Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу.
  • Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтобы, устыдясь слов, начать и дела.
  • Если вожделеваешь Неба, то у тебя ничего нет общего с землею, потому что земля не дозволяет воспарять на Небо.
  • Не желай разбогатеть по нищелюбию, потому что Бог узаконяет праведнику подавать милостыню от праведных трудов (Притч. 3, 9).
  • Если чаша студеной воды оправдывает милосердого, то какая награда ожидает расточающего все на нищих?
  • Чистота и сострадательность-матери добродетелей, поэтому без той или другой невозможно быть. Христовыми воинами.
  • Не оставляй в пренебрежении сострадательность: она Благого Владыку низвела с Неба.
  • Не пренебрегай чистоты: чрез нее Соделавшаяся орудием Воплощения даровала людям ради нас Воплотившегося.
  • Не говори: "Отмщу врагу!" Есть у нас Праведный Судия на Небе.
  • Не желай ни жить роскошно, ни разбогатеть, ни прославиться, потому что это - житейский тлен, а мы созданы не на истление.
  • Не плачь над умершим: это - общий путь. И кто достиг конца, тот блажен.
  • Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний увенчивается, а первый терпит наказание.
  • Смейся над колесом жизни, которое вертится без порядка, но остерегайся бездны, в которую низвергает оно засыпающих на нем.
  • С Богом беседуй много, а с людьми мало; поучением себя в Законе преуспеешь в том и другом.
  • Прекрасная баня для души - слезы во время молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал.
  • Не ублажай сильных мира, потому что сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 6); почему и Судия будет к ним строже.
  • Адаму должно трудиться, а мы, трудясь в Законе, приобретем награду.
  • Наследникам Евы необходимо скорбеть, но, когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение.
  • Вместо светильника, при рассмотрении поступков своих, употребляй совесть; она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры и какие - худы.
  • Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится; ибо, как Благий, радуется Он, видя, что грешник расточает бремя свое.
  • Если сделано нами что-либо нечистое, омоем это покаянием, потому что образ Божий должны мы представить в себе чистым.
  • Прежде, нежели обнажены будут душевные струпы, уврачуем их, чтобы сими врачевствами и наказания обратить нам в свою пользу.
  • Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение добродетели совершают нечисто.
  • Надлежит возненавидеть грех; в таком случае, если и поползнется кто на грех, скорее может выйти из сетей его.
  • Кто не возненавидел греха, тот, если и не делает греха, причисляется к грешникам.
  • Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию.
  • Согрешающему другу напомни о Судии, и заживишь свою язву, потому что сие врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.
  • Намереваясь что-нибудь сказать или сделать, позаботься об оправдании, которое вскоре от тебя потребуется, - и, исправляем страхом, уцеломудришься.
  • Наказания за грех бойся, а стыда ужасайся, потому что безмерна тяжесть того и другого.
  • Лепота и множество будущих благ беспредельны, а настоящее - тень, дым, водяной пузырь.
  • Не сей худого, потому что жатва близко и насадителя терний ожидает огонь.
  • Лицемеры, любостяжатели, сластолюбцы - розы мира сего, но потерпи немного, и увидишь, что трава эта потоптана.
  • Всякий худой поступок вооружает диавола, но вооруженный жестоко обходится с вооружившими.
  • Хочешь ли привести в изнеможение врага? Отсеки грех, и над ним, лишенным сих крыльев, можно издеваться, как над воробьем.
  • Горе нечестивому, потому что, когда все просвещаются, тогда он омрачается.
  • Горе хульнику, потому что у него связан язык и не в состоянии он сколько-нибудь оправдаться пред Судиею.
  • Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и правдивому Законоположнику.
  • Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.
  • Горе ленивому! Взыщет того времени, которое употребил худо.
  • Горе высокомерному! Когда сойдет во гроб, узнает, кто он.
  • Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняется из брачного царского чертога.
  • Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями,
  • Горе роскошествующему! Недолго ему утучняться, как тельцу, уготовляемому на заклание.
  • Горе лицемеру! Пастырь от него отрекается, и овен оказывается волком.
  • Блажен, кто идет путем тесным, потому что венценосцем восходит на Небо.
  • Блажен, кто попирает земные удовольствия: борьбы с ним трепещут демоны.
  • Блажен, кто чист в добродетели и не лицемерен в душе: будет он судить мир, а не судим вместе с миром.
  • Блажен, кто неусыпен в молитвах, чтении и добрых делах: таковой просветится, чтобы не уснуть ему в смерть.
  • Блажен, кто высок по жизни и смирен по образу мыслей: он подражает Христу и с Ним совоссядет.
  • Блажен, у кого Закон не сходит с языка: Бог не оставляет кущу его.
  • Блажен, кто многим делает добро: на Суде найдет он многих защитников.
  • Блажен, у кого в добродетели нет худой подмеси, потому что лопата Судии не вводится им в обман.
  • Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все искушается.
  • Блажен, кто поспешает к Будущей Жизни, потому что настоящее издает запах тления и влечется к смерти.
  • Блажен, кто расточает, что собрал, и чистым предстает чистому Судии.
  • А главное в слове: не неради о душе, потому что скоро станешь пред весами на Страшном Судилище Христа, Бога нашего.

Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. - М. 2000 OCR: 15.05.2001

 
Copyright © 2000-2015, Akaka [Akaka]. Размещено на WebService

Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Животной имя ваше будет написано с преподобными.